ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

УСТАНОВКА НОМЕРНЫХ ЗНАКОВ
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ
ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
     Пуск холодного двигателя
     Пуск прогретого двигателя
ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЯ
ОБКАТКА АВТОМОБИЛЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБКАТАННОГО АВТОМОБИЛЯ
БУКСИРОВАНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
     Буксирование автомобиля
     Буксирование автомобильного прицепа
     Транспортирование

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ              

ИНСТРУМЕНТ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
УБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Мытье кузова
   Уход за обивкой, ковриками, пластмассовыми деталями
    салона и панели приборов
ЗАПРАВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Система охлаждения
   Гидропривод рабочей тормозной системы
СМАЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Картеры двигателей
   Масляный фильтр
   Картеры главной передачи и коробки передач
   Подшипники ступиц передних и задних колес
КОНТРОЛЬНО-РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ
   Привод клапанов двигателя мод. 2106
   Привод клапанов двигателя мод. 331
   Приводы механизма газораспределения и генератора
   Карбюратор
   Фильтр тонкой очистки топлива
   Воздушный фильтр
   Привод выключения сцепления
   Коробка передач
   Колеса
   Передняя подвеска
   Шарниры валов привода передних колес
   Задняя подвеска
   Рулевое управление
   Тормозные системы
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
   Система зажигания
   Генератор
   Стартер
   Предохранители электрических цепей
   Регулировка света головных фар
   Замена ламп
ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
   Правила хранения
   Подготовка автомобиля к длительному хранению
   Техническое обслуживание автомобиля в период длительного хранения
   Подготовка автомобиля к эксплуатации после длительного хранения
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА КУЗОВА


    Шарниры валов привода передних колес
    В процессе эксплуатации автомобиля согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, надо проверять состояние защитных чехлов 16 (см. рис. 67) внутренних шарниров, а также защитных чехлов 19 наружных шарниров валов привода передних колес.
    Скрученные без повреждения чехлы следует поправить, поврежденные заменить новыми, предварительно промыв шарнир и заменив смазочный материал (см. табл. 3).

    Задняя подвеска
    Появление повышенного износа протектора шин, нарушение углов установки задних колес является основанием для проверки резинометаллических шарниров и амортизаторов задней подвески с помощью специального оборудования на станциях технического обслуживания автомобилей.
    При уменьшении эффективности гашения колебаний амортизаторами задней подвески (три-четыре колебания кузова автомобиля при переезде неровности на дороге) или появлении посторонних стуков и подтеканий жидкости нужно обращаться на станцию технического обслуживания автомобилей. Проверку элементов задней подвески следует проводить согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке.

    Рулевое управление
    Регулировку рулевого управления необходимо проводить согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке. Состояние рулевого управления определяется по величине свободного хода рулевого колеса, не приводящего к повороту передних управляемых колес.
    Рулевой механизм типа шестерня-рейка снабжен самоподжимным устройством для компенсации зазора в зацеплении рабочей пары и имеет беззазорное зацепление во всем рабочем диапазоне хода рейки. Свободный ход рулевого колеса 16 (рис. 68) с учетом зазоров в шарнирах рулевых тяг, подвески и в подшипниках колес не должен превышать 10° (около 33 мм при измерении по ободу рулевого колеса). Свободный ход измеряется при приложении к ободу усилия 7,35 Н (0,75 кгс) в обоих направлениях вращения рулевого колеса.

Рис. 68. Рулевое управление:
1 - картер рулевого механизма; 2 - рейка; 3 - шестерня; 4 - опора рейки; 5 - разжимное кольцо; 6 - опорная шайба; 7 - пружина; 8 - регулировочный винт; 9 - контргайка; 10 - крышка; 11, 18, 31 - болты; 12 - гайка переднего подшипника; 13 - передний подшипник шестерни; 14 - карданный вал; 15 - рулевая колонка; 16 - рулевое колесо; 17 - гайка; 19 - вилка карданного шарнира; 20 - рулевой вал; 21 - торцовый грязезащитный чехол; 22 - гофрированный грязезащитный чехол; 23 - внутренний наконечник тяги; 24 - гайка с левой резьбой; 25 - муфта; 26 - гайка; 27 - наружный наконечник тяги; 28 - рулевая тяга; 29 - скоба крепления тяг; 30 - резинометаллический шарнир; 32 - стопорная пластина

    Если свободный ход превышает допустимую величину, необходимо выполнить следующее.
    1. Проверить и подтянуть крепления рулевого колеса 16, рулевой колонки 15, клеммовых соединений карданного вала 14, рулевого механизма на кузове, тяг к рейке и поворотным рычагам, а также рычагов к стойкам подвески.
    2. Убедиться в отсутствии стуков и зазоров в карданных шарнирах рулевого вала, шарнирах рулевых тяг и подвески, а также подшипниках колес.
    3. Изношенные узлы отремонтировать переборкой и установкой новых деталей или заменить их целиком.
    4. Убедиться в правильности регулировки рулевого механизма. При резком повороте рулевого колеса в обе стороны не должно быть стука в зоне шестерни рулевого механизма.
    5. При наличии стука в механизме и ощутимого перемещения скобы 29 крепления тяг при энергичном покачивании в вертикальном направлении внутреннего наконечника 23 отрегулировать зазор в рабочей паре. Для этого ослабить затяжку контргайки 9 и вращением регулировочного винта 8 устранить зазор.
    6. Нельзя допускать перетяжку регулировочного винта 8, так как это приведет к повышенному изнашиванию механизма и ухудшению управляемости автомобиля. Момент проворота шестерни 3 в правильно отрегулированном механизме (при отсоединенных тягах) не должен превышать 3 Н-м (0,3 кгс-м).
    7. Особое внимание надо уделять проверке состояния грязезащитных чехлов 21 и 22 рулевого механизма, так как при их повреждении резко снижается работоспособность механизма.
    Определение технического состояния рулевого управления и работы, связанные с его регулировкой, рекомендуется проводить на станции технического обслуживания автомобилей.

    Тормозные системы
    Дисковый тормозной механизм переднего колеса. Тормозные колодки 3 и 4 (рис. 69) следует осматривать при снятых колесах. Проверку тормозных колодок надо проводить согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке. Колодки, имеющие повреждения или толщину фрикционных накладок менее 3 мм, необходимо заменить.

Рис. 69. Дисковый тормозной механизм переднего колеса: 1 - рама; 2 - суппорт; 3 - наружная тормозная колодка; 4 - внутренняя тормозная колодка; 5 - фиксирующий палец; 6 - фиксатор; 7 - клапан выпуска воздуха из цилиндра большого диаметра; 8 - клапан выпуска воздуха из цилиндра малого диаметра

    Для демонтажа колодок надо снять фиксатор 6 и вынуть фиксирующие пальцы 5. Первой необходимо вынуть внутреннюю тормозную колодку 4, затем, передвинув раму 1 в сторону наружной тормозной колодки 3, вынуть колодку, сместив ее к тормозному диску.
    Перед установкой новых колодок необходимо убедиться, что тормозной диск не имеет повреждений, например глубоких рисок или износа, превышающего 0,5 мм на сторону. При необходимости следует заменить диск новым.
    Для установки новых колодок нужно переместить поршни внутрь цилиндров до упора и проследить за тем, чтобы грязезащитные чехлы были надеты на соответствующие пояски поршней цилиндров. При обнаружении трещин на грязезащитных чехлах их следует заменить.
    Барабанный тормозной механизм заднего колеса. Состояние задних тормозных механизмов необходимо проверять согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке. Для этого следует снять колесо, отвернуть направляющие штифты 2 (рис. 70, а) и снять тормозной барабан 1. Если барабан снимается с трудом, то надо равномерно ввернуть два болта с резьбой Мб в резьбовые технологические отверстия 3 фланца барабана.

Рис. 70. Барабанный тормозной механизм заднего колеса: а - в сборе; б - со снятым барабаном; 1 - тормозной барабан; 2 - направляющие штифты; 3 - технологические отверстия фланца барабана; 4 - регулировочная гайка распорной планки; 5 - защитный резиновый колпак колесного цилиндра; 6 - распорная планка; 7 - стяжная пружина; 8 - тормозная колодка; 9 - трос привода стояночной тормозной системы; 10 - разжимной рычаг

    При осмотре тормозного механизма следует убедиться, что на поверхностях деталей нет следов подтекания тормозной жидкости и защитные резиновые колпаки 5 (см. рис. 70, б) колесного цилиндра не имеют трещин и повреждений. Поверхности фрикционных накладок тормозных колодок 8 должны быть чистыми.
    Колодки с повреждениями или толщиной фрикционной накладки менее 1,5 мм необходимо заменить.
    Если на рабочей поверхности барабана имеются глубокие кольцевые риски, то барабан следует расточить и отшлифовать на станции технического обслуживания автомобилей или заменить новым. Предельный диаметр рабочей поверхности барабана, при котором допускается его эксплуатация, должен быть не более 231,6 мм.
    Привод стояночной тормозной системы.. Если ход рычага 15 (см. рис. 3) привода стояночной тормозной системы больше восьми зубцов сектора, нужно отрегулировать привод в такой последовательности.
    1. Опустить рычаг в крайнее нижнее положение.
    2. Полностью ослабить натяжение заднего троса, для чего отвернуть контргайку 2 (рис. 71) и регулировочную гайку 3 настолько, чтобы между регулировочной гайкой и втулкой 4 зазор составлял 5 - 10 мм.

Рис. 71. Регулировочный узел привода стояночной тормозной системы: 1 - задний трос; 2 - контргайка; 3 - регулировочная гайка; 4 - втулка; 5 - уравнитель; 6 - передний трос

    3. При вывешенных задних колесах автомобиля, сняв резиновую заглушку, через отверстие 2 (рис. 72) в щите барабанного тормозного механизма вращать отверткой зубчатую регулировочную гайку 4 (см. рис. 70, б) распорной планки по часовой стрелке (если смотреть в направлении передних колес). Вращение продолжать до тех пор, пока колесо не будет заторможено настолько, что его будет трудно проворачивать рукой.

Рис. 72. Щит барабанного тормозного механизма заднего колеса: 1 - клапан выпуска воздуха из колесного цилиндра; 2 - отверстие для регулировки привода стояночной тормозной системы Рис. 73. Регулятор давления: 1 - поршень; 2 - контргайка; 3 - регулировочный болт; 4 -нажимной рычаг

    4. Отвернуть регулировочную гайку против часовой стрелки на два зубца, натянуть 2 - 3 раза задний трос рукой или нажать 2 - 3 раза на педаль рабочей тормозной системы и проверить, задевают ли колодки за барабан при вращении колеса.
    5. Если колодки задевают за барабан, повторить операцию 4 до тех пор, пока задевание не прекратится.
    6. Повторить операции 3 - 5 на заднем тормозном механизме другого колеса.
    7. Вращением регулировочной гайки 3 (см. рис. 71) натянуть тросы привода до тех пор, пока колеса трудно будет провернуть руками.
    8. Отвернуть регулировочную гайку до момента, когда колодки перестанут задевать за барабаны при вращении колес.
    9. Затянуть контргайку 2, вставить резиновые заглушки н отверстия 2 (см. рис. 72) в щитах барабанных тормозных механизмов и проверить правильность выполнения регулировки. Ход рычага привода стояночной тормозной системы не должен превышать пять зубцов -сектора. При опущенном в крайнее нижнее положение рычаге задние колеса должны вращаться свободно.
    Резьбовую часть наконечника переднего троса 6 (см. рис. 71) рекомендуется смазать слоем смазочного материала (см. табл. 3), чтобы при последующих регулировках обеспечить легкое вращение гаек.
    Регулятор давления в гидроприводе задних тормозных механизмов. После замены пружин задней подвески, а также согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, следует проверять и восстанавливать необходимый натяг нагрузочного стержня регулятора давления. Регулировку надо производить на снаряженном автомобиле, стоящем на ровной поверхности, в следующем порядке.
    1. Отпустить контргайку 2 (рис. 73) регулировочного болта 3.
    2. Вращая регулировочный болт, установить между сферическим концом болта и поршнем 1 зазор 0,1 мм.
    3. Затем завернуть регулировочный болт в нажимной рычаг 4 на 3/4 - 1 оборот.
    4. Удерживая регулировочный болт от проворачивания, затянуть контргайку.