Планы АО "Москвич" по развитию нового модельного ряда

АО "Москвич" приоткрывает завесу тайны над своим будущим - на суд коллег и правительства столицы оно вынесло концепцию семейства принципиально новых автомобилей. Базовая модель в нем - полноприводной седан увеличенных габаритов. Он воплощает главную идею концепции служебный автомобиль, максимально отвечающий российской действительности.

-Несмотря на ограниченные производственные мощности и, соответственно, объемы выпуска, мы стремимся охватить своей продукцией как можно более широкий круг потребителей, - говорит генеральный директор АО "Москвич" Рубен Асатрян, представляя новую концепцию. - Именно поэтому, не отказываясь от производства доступных для россиян машин, мы пошли на разработку и выпуск служебных автомобилей. Наряду с ними, в наше будущее семейство включены, в частности, машины типа "универсал" и "минивэны". Последние пригодны для использования в качестве такси, машин "скорой помощи" и милиции. И конечно мы надеемся, что они будут восприняты россиянами как "семейный автомобиль".
Дороги, далекие от идеальных, гололед, снежные заносы, широчайший диапазон рабочих температур - от арктических до субтропических - таковы "приметы" сегодняшней российской действительности. В расчете на них у новых "Москвичей" будет то, чего до сих пор не было на отечественных лимузинах - колесная формула 4х4 и возможность регулировать дорожный просвет.
Высокая стойкость к коррозии - еще одна особенность нового семейства. Достигается она, в частности, за счет использования алюминия в качестве материала наружных панелей кузова. Алюминий позволяет уменьшить вес конструкции и, соответственно, применить менее мощный двигатель, снизить расход топлива. К тому же в большинстве случаев на смену сварке придет надежное механическое крепление наружных элементов автомобиля. И тогда при ремонте не потребуются газовая резка, а тем более зубило.
Просторный салон ради которого, собственно, и увеличены габариты автомобиля, - прямой ответ на понятие "служебный". Он не только обеспечивает удобство посадки, но и позволяет рационально разместить такие элементы повышенного комфорта, как кондиционер, холодильник, выдвижные столы, компьютер, современные средства связи, элементы управления сидениями. Хватило места и для боковых подушек безопасности, специального освещения.
Навигационная спутниковая система - еще один элемент будущих автомобилей. В условиях незнакомого города или в чужой стране она сообщит водителю, где именно он находится, "высветит" на дисплее кратчайший маршрут к цели поездки. А в собственном городе подскажет, как миновать транспортные пробки. Наконец, при авариях и неполадках с автомобилем с помощью этой системы можно подать сигнал "SOS" и получить помощь.
- Когда в подобных услугах нет необходимости, - продолжил Р.Асатрян, - дисплей будет играть роль информационного табло. По нему водитель сможет судить, например, о состоянии основных агрегатов автомобиля, о температуре "за бортом" и открытом багажнике, о волне, на которой работает радиоприемник.
Собственно, в этих новшествах нет ничего из ряда вон выходящего - по схожим направлениям развивается не только мировое, но и отечественное автостроение. Но есть ряд моментов, которые делают появление новой концепции "Москвича" незаурядным событием. Причем, не только в плоскости технического прогресса.
Начать с того, что, в отличие от таких автогигантов, как ВАЗ или ГАЗ, у "Москвича" нет крупных конструкторских и технологических бюро, мощного опытного производства и экспериментальной базы. Нет и таких денег, которые позволяли бы заказать все необходимые исследования и разработки "на стороне".
Спрашивается, как же тогда могла появиться концепция нового семейства автомобилей, "внутреннее содержание" которых не без основания пока держится в секрете? Один из ответов известен: благодаря сотрудничеству со многими НИИ и ВУЗами. Большую роль в установлении контактов с ними сыграл главный "идейный вдохновитель" научных программ "Москвича", директор Института машиноведения Российской академии наук академик Константин Фролов.
Среди сегодняшних партнеров "Москвича" специалисты Института машиноведения РАН и ЦАГИ, ЦНИИ им. Крылова и Всероссийского института авиационных материалов, НИИТавтопрома и ВИЛСа, НИИточэлектроприбора и НИИ шинной промышленности, Центрального института авиационного моторостроения и НИИ полимерных материалов, МВТУ, МАДИ, МАМИ, Московского индустриального университета, электронщики Зеленограда и многие другие.
Особо следует сказать об Омском заводе им. Баранова. Столичные автостроители помогли ему организовать на свободных площадках производство автомобилей "Москвич-пикап". А завод, в свою очередь, освоил выпуск основных агрегатов полного привода.
Сегодня, когда "Москвич" освоил выпуск не только "Святогоров", но и таких автомобилей, как "Юрий Долгорукий", "Князь Владимир" и, наконец, "Калита", начинает прослеживаться четкая стратегия завода. В этой стратегии и испытательные пробеги новых моделей через всю страну, и приглашение на работу около двухсот выпускников технических вузов, и создание для повышения их уровня знаний Учебно-исследовательского центра, и нескончаемые дискуссии с учеными-разработчиками, и наведение порядка и дисциплины на рабочих местах. Все это двигало коллектив к главной цели. И сегодня, судя по всему, эта цель близка.
- Если все пойдет, как мы задумали, первые десять таких машин мы соберем уже в следующем году, - буднично произносит в конце беседы Р.Асатрян. - А в 2002 году надеемся выпустить уже 1500 автомобилей новой модели.

(По материалам "Инженерной газеты").