Письмо мэру г.Москвы Лужкову Ю.М. от инициативной группы работников ОАО "Москвич" по поводу разгрома экспозиции Музея АЗЛК

Мэру г. Москва
г. Лужкову Ю.М.

Уважаемый Юрий Михайлович!

    Обращаемся к Вам с целью обратить Ваше внимание на вопиющий случай вандализма - иными словами нельзя описать действия судебных приставов, учинивших в ночь на 25 апреля сего года разгром экспозиции Музея АЗЛК.

   Инициатива создания Музея АЗЛК принадлежала группе заводских энтузиастов - поклонников истории отечественной автомотостарины. Прежде всего их стараниями, при активной поддержке администрации завода и всех автозаводцев 6 ноября 1980 года, к 50-летнему юбилею завода, был открыт заводской Музей, разместившийся вне заводской территории, рядом с заводоуправлением, в специально построенном для него оригинальном круглом здании - "летающей тарелке". Экспозиция Музея - это не только автомобили и заводские награды, но и документы, личные вещи, ордена и медали заслуженных автозаводцев, внесших наиболее существенный вклад в становление автозавода за все время его существования. Это - вся история одного из наших старейших автозаводов, как одна из самых ярких частей истории всей отечественной автомобильной промышленности и отечественного автомобильного спорта. Нельзя не отметить и те трудности, с которыми создавалась экспозиция Музея. Лишь небольшая ее часть сохранилась на самом заводе и затем была передана Музею. Основная часть исторической экспозиции автомобилей пополнялась за счет сохранившихся личных машин, переданных в дар Музею самими автозаводцами, а также приобретенных путем обмена (с разрешения МВД и Минавтопрома) серийных автомобилей из числа прошедших заводские испытания на образцы моделей, еще отсутствовавших в экспозиции Музея. Все эти автомобили прежде, чем занять свое место в экспозиции Музея, подвергались кропотливой реставрации, на которую уходило от 1 до 3 лет и которая протекала с большими трудностями, поскольку необходимые для реставрации запасные части приходилось долго искать на авторынках, по частным гаражам, на автосвалках, а то и изготавливать заново. Однако, заводчане по праву могли гордиться своим Музеем, уникальная экспозиция которого неизменно вызывала большой интерес как у жителей нашей страны, так и зарубежных гостей. Признанием культурно-исторической значимости собранной в Музее экспозиции служит и тот факт, что Музей АЗЛК удостоился чести быть зачисленным в Реестр автомобильных музеев FIA (Интернациональной Автомобильной Федерации), которой, кроме него, в России удостоились еще лишь две экспозиции - Политехнического музея в Москве и Музея Горьковского автозавода в Н.Новгороде. Колонна музейных автомобилей неизменно служила украшением любого городского мероприятия - будь то День Города, Первомайская демонстрация или традиционный праздник, проводимый заводом на своем стадионе в День Победы. В Музее проходили традиционные встречи ветеранов с учащимися школ, студентами, призывниками. Ежегодно Музей посещало до 50 тыс. человек, включая иностранные делегации.

    И вот, в седьмом часу вечера 24 апреля сего года, когда музейные работники уже разошлись по домам, музей был самостоятельно (без понятых и представителей Музея) вскрыт судебными приставами ЮВАО и буквально вычищен. Глазам с опозданием оповещенных и подъехавших музейных работников предстала картина форменного грабежа, предотвратить который они оказались не в состоянии. В Музее хозяйничало более 30 чужих человек, которые варварски сорвали с места и вывезли практически всю уникальнейшую коллекцию автомобилей, вскрыли часть стендов-витрин и похитили ряд ценных экспонатов, принадлежащих автозаводцам. Тем самым Музей АЗЛК фактически был подвергнут принудительной ликвидации - даже без попытки найти для него нового хозяина, который сохранил бы для широкой общественности его уникальную экспозицию.

   Автозаводцы возмущены этим фактом вопиющего вандализма и просят Вас разобраться в случившемся и помочь возврату экспонатов Музею завода в том состоянии, в котором они находились до данного инцидента, и недопущения случаев решения вопросов выплаты долгов автозавода подобными методами.

Инициативная группа работников ОАО "Москвич":
Директор научно-технического центра В.И.Бирюков
Директор Музея АЗЛК В.С.Воронов
Зам.директора научно-технического центра В.М.Фатеев
Главный конструктор О.И.Карузин
Зам.главного конструктора по автомобилям А.И.Джигурда
Зам.главного конструктора по испытаниям Б.Ф.Стребков
Автозаводцы