Письмо Полномочному Представителю Президента Российской Федерации по Центральному округу России Полтавченко Г.С. от коллектива НТЦ ОАО "Москвич"

Уважаемый Георгий Сергеевич!

    Коллектив Научно-технического центра (НТЦ) ОАО "Москвич" обращается к Вам с просьбой обратить Ваше внимание на катастрофическое положение, сложившееся на этом одном из старейших автозаводов России, история которого всегда была неразрывно связана с судьбой того, что все мы называем "отечественным народным автомобилем". По нашему глубокому убеждению, любая страна, претендующая на роль независимой промышленной державы, ныне просто обречена иметь мощную национальную автомобильную промышленность (доля которой в экономике такой страны может достигать десятков процентов), и решение проблем, накопившихся в национальной автомобильной промышленности, путем ее ликвидации и расчистки отечественного рынка для иностранных автопроизводителей, не может быть признано отвечающим долгосрочным интересам России. Уникальность же "Москвича" не только в том, что это - старейший и по-прежнему один из популярнейших брендов отечественного авторынка, но и в том, что нынешняя базовая модель завода "Москвич-2141", запущенная в производство полтора десятка лет назад, по своим характеристикам и их сбалансированности (цена, вместимость, эргономика, безопасность, экономичность, проходимость и т.д.) до сих пор является наиболее практичным и универсальным отечественным легковым автомобилем, что подтверждается многочисленными независимыми тестами, проведенными ведущими отечественными автомобильными изданиями. По нашему глубокому убеждению, на сегодня это - потенциально наиболее конкурентоспособная модель на нашем автомобильном рынке, с большим и еще не реализованным потенциалом дальнейшего развития.

    Для Вас не секрет, что завод уже длительное время (и в значительной степени по независящим от него обстоятельствам) находится в тяжелейшем финансовом положении, а после преднамеренного, варварского отключения энергетиками в декабре прошлого года теплоснабжения, приведшего к серьезным повреждениям коммуникаций завода и его технологического оборудования, не может возобновить работу без проведения серьезных восстановительных работ. Безусловно, сложившаяся ситуация весьма на руку тем, кто хочет прибрать к рукам дорогостоящие территории завода, пусть даже ценой его ликвидации. Однако, вызывает по меньшей мере недоумение, что подобное варварское отношение к федеральной собственности, предназначенной для производства столь социально востребованной продукции, воспринимается как закономерное и дающее лишний повод говорить о целесообразности ликвидации завода. И это - вместо привлечения виновных в уничтожении этой собственности к ответственности и ее восстановлению за их счет.

    При этом обращаем особое внимание на возникшую реальную угрозу распада Научно-технического центра завода, без которого повторный запуск последнего и обеспечение его нормального функционирования окажутся попросту невозможными. В настоящее время основная часть коллектива завода находится в вынужденном простое и распущена. Однако, специфика Научно-технического центра, как и ряда других подразделений завода, требует непрерывного продолжения работы. Это - не только с целью недопущения падения интереса к "Москвичам" со стороны покупателей, но и для обеспечения их соответствия непрерывно ужесточающимся сертификационным требованиям в отношении как экологических характеристик (недавно введенным нормам Евро-2 и уже в ближайшей перспективе - Евро-3 и Евро-4), так и безопасности в эксплуатации. При этом без внесения соответствующих своевременных изменений в конструкцию выпускаемых автомобилей их очередная ежегодная сертификация и, соответственно, продолжение выпуска и реализация оказываются вообще невозможными. Однако задолженность по зарплате на данный момент увеличилась уже до 6 месяцев, при этом с момента последних выплат прошло более 4-х месяцев. Необходимость работать, длительное время не получая заработной платы, в условиях полной неопределенности в отношении сроков возобновления ее выплаты и дальнейшей судьбы предприятия, приводит к катастрофической утечке кадров (притом, что на подготовку одного ведущего специалиста НТЦ необходимо затратить не менее 4-5 лет уже после получения им высшего образования). Высококвалифицированные специалисты, перспективная молодежь, до последнего момента не терявшие веру в возрождение завода и его особую роль в истории страны и отечественной автомобильной промышленности, просто вынуждены увольняться, поскольку им нужно изыскивать средства не только на то, чтобы каждый день добираться до работы, но и кормить себя и свои семьи. Причем, речь идет о людях, нашедших в себе силы ради сохранения завода проработать две зимы подряд в отключенном от тепла (и периодически - от электричества) здании НТЦ, постаравшись сохранить от повреждения и расхищения архивы конструкторских и технологических служб завода, уникальное испытательное оборудование, оргтехнику и опытные образцы автомобилей, включая экспонаты заводского Музея.

   Уважаемый Георгий Сергеевич! Мы уверены, что "Москвич" имеет будущее, и очень надеемся на Вашу помощь!

Коллектив НТЦ ОАО "Москвич".